Химия в искусстве

 

яя45

Настоящий художник — всегда экспериментатор, использующий как комбинации новые художественных материалов, так и их комбинации. Поэтому некоторые плоды, которые принесла наука химия
в XX в., без сомнения, должны были попасть в руки живописца.

Живопись нитроцеллюлозными красками — изобретение мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса и его коллег.

Нитроцеллюлоза (пироксилин) это сложный эфир целлюлозы, имеющий состав [C6H7O2(ONO2)3]n, образующийся в процессе нитрования природного полимера клетчатки. В ходе реакции три гидроксильные группы каждого структурного звена полимера замещаются на остатки азотной кислоты.

С использованием красок на основе нитроцеллюлозы (их также называют пироксилиновыми красками) появились фрески особого вида, устойчивые к достаточно агрессивной воздушной среде больших городов.

В начале 1920-х гг. вместе со своими единомышленниками Д. А. Сикейрос основал «Синдикат революционных художников Мексики». Его цель состояла в агитации масс, поэтому и был выбран жанр настенной росписи.

Интересно, что свою первую монументальную композицию для Синдиката соратник Д. А. Сикейроса Диего Ривера написал в технике энкаустики. Однако это крайне трудоемкая и дорогая техника не годилась для создания больших панно. Фреска — более доступная и дешевая техника, но работать в ней невозможно без хорошего знания свойств используемых материалов. Реальную помощь художникам оказал один маляр, знавший секреты народной мексиканской фрески по сырой штукатурке, используемой для украшения стен крестьянских домов. Под его руководством Д. А. Сикейросу и коллегам удалось создать первое произведение в технике фрески.

Вскоре Д. А. Сикейрос получил заказ на роспись наружной стены художественно-промышленного училища. Это означало, что краски будут постоянно находиться под воздействием копоти, ультрафиолетовых лучей, дождя. Кроме того, стена здания была сделана из бетона. Грунт для обычной фрески не держится на такой поверхности. В конце концов, по совету знакомого химика Д. А. Сикейрос решил воспользоваться синтетическими нитроцеллюлозными красками, применяемыми в промышленности.

Автомобильные кузова уже давно окрашивают пироксилиновыми красками. Развитие автомобилестроения совпало с кризисом перепроизводстванитроцеллюлозы,необходимойдля изготовления взрывчатки в Первую мировую войну. Проблема утилизации пироксилина была решена самым удачным способом. Его избыток был использован в производстве лакокрасочных материалов.

Позднее оказалось, что для росписи больших поверхностей удобно использовать аэрограф — распылитель, с помощью которого краски быстро и ровно распределяются по поверхности бетона.

Сегодня в зависимости от состава связующего краски делят на масляные, эмалевые, эмульсионные и порошковые. Масляные краски в современном производстве готовят как на олифе, так и на алкидных смолах. Эмали представляют собой взвеси из тонко измельченных пигментов в лаках. Эмульсионные краски производят на основе водных дисперсий полимеров (поливинилацетата, полиакрилатов). Порошковые краски готовят из смеси пигментов и сухих полимеров — полиэтилена, поливинилхлорида и т. п. при нагревании до определенной температуры такие краски, нанесенные на поверхность окашиваемых предметов, образуют очень прочные пленки.

Калугина И.Ю.