Химия в искусстве

 

яч

Ж. Э. Лиотар. Шоколадница. Замша, пастель, около 1743–1745 гг.
Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Пастель (от итал. Паста — «тесто») — это техника живописи и рисования, а также вид красок. Последние изготовляют в форме коротких разноцветных палочек — «карандашей» без оправы из сухого красочного порошка с добавлением связующих и белых пигментов, обладающих разбеливающей способностью.

Пастель отличается непрозрачностью или малой прозрачностью, обладает интенсивностью цвета и ее краски «не стареют». Картина, написанная 250 лет назад, выглядит так, будто ее выполнили недавно.

Особой популярностью техника пастели пользовалась в XVIII в. тогда в ней работали, например, французский художник Морис Кантен де ла Тур и швейцарец Жан-Этьен Лиотар. Во второй половине XIX столетия к пастели не раз обращались Эдгар Дега, Пабло Пикассо, Исаак Ильич Левитан и многие другие.

Пастелью пишут и рисуют по шероховатой бумаге, замше, пергаменту. С гладкой бумаги пастель осыпается (рисунок после его завершения можно закрепить клеящими веществами), но на шероховатой поверхности она держится неплохо. Поэтому для нее характерна бархатисто-матовая поверхность красочного слоя. Жан-Этьен Лиотар, например, «Шоколадницу» написал на замше.

Обычно пастелью рисуют так же, как карандашом: намечают контуры, штрихуют. А краски, имеющие плотную консистенцию, накладывают густыми мазками, пастозно (они сохраняют форму, которая придана им кистью), что усиливает ощущение осязаемости изображаемого. Иногда один цвет перекрывают другим, смешивают тона. Неудачные места можно снять щетинной кистью или хлебным мякишем.

Особенности работы с пастелью выразительно описаны известным российским портретистом Александром Шиловым: «Для пастели кисти не нужны. Я все делаю не растушевкой, а пальцами, ими отлично чувствуешь поверхность основы, которая может быть разной».

На замше работал и наш чудесный портретист Сергей Васильевич Малютин. Александр Иванович Лактионов наклеивал на холст оберточную бумагу, смазывал ее осетровым клеем, сыпал сверху истолченную пемзу. Получалось нечто вроде наждачной бумаги.

Калугина И.Ю.