Химия в искусстве

 

ячс

П. Сезанн. Гора Сент Виктуар. Акварель, 1882–1885 гг.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Акварель известна всем с детства. И также все знают, что аква в переводе с латыни означает «вода». Значит, акварель — это водяные краски. Акварелью называют тип красок, технику работы и выполненные в этой технике живописные произведения. Обычно в технике акварели создают вещи небольших размеров. Но бывают исключения. Например, акварели английского художника Уильяма Тернера (1775–1851) по размеру больше напоминают картины. Существует твердая
(в плитках), полумягкая (в фарфоровых чашечках) и мягкая (в тюбиках) акварель.

Для приготовления акварельных красок пигменты растирают особенно тонко, ведь краски разводят водой, берут смоченной в воде кисточкой, и при нанесении их на бумагу не должно оставаться комочков, которые могут испортить изображение, образуя подтеки на влажной поверхности. В связующем этих красок много клеящих веществ, обычно растительного происхождения. К клею также добавляют глицерин, мед, сахар.

Главная особенность акварели — прозрачность красочного слоя, сквозь который просвечивает фактура бумаги. Художник также использует выразительность размывов, затеков, которые обеспечивают эффект легкости, воздушности изображения. В акварели чистота цвета сочетается с богатством и тонкостью оттенков.

Из истории акварели. Живопись водяными красками была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии, однако чистую акварель (без примеси белил) начали применять на рубеже XV–XVI столетий. В XVII–XVIII вв. ее раскрашивали рисунки, гравюры, чертежи и даже фрески. В XVIII–XX столетиях акварельные наброски и пейзажи писали почти все художники.

Профессиональные художники — акварелисты появились лишь в XVIII столетии. Так, английские акварелисты конца XVIII — первой половины — XIX в.: Томас Гертин, Джон Селл Котмен, Уильям Тернер, маринист Ричард Бонингтон — создавали замечательные многослойные акварели. Например, Томас Гертин сначала накладывал на бумагу легкие, почти прозрачные мазки теплых тонов, а поверх наносил холодные цвета. При этом возникал эффект просвечивания нижних красноватых оттенков.

Нежные, неяркие по цвету акварельные пейзажи, в которых все цветовые градации обычно подчинены единому, общему тону, в значительной степени повлияли на масляную живопись XVIII в., способствуя высветлению ее колорита.

Интересно, что многие художники экспериментировали с акварельными красками. Например, Михаил Александрович Врубель соединял акварель с белилами, бронзовым и серебряным порошками. Неизбежное «затухание» (некоторая потеря яркости) красок при их высыхании он устранял, работая на бумаге, покрытой гуммиарабиком. Французские и немецкие акварелисты использовали для этой цели специальный лак. А вот мастер немецкого экспрессионизма Эмиль Нольде (1867–1956) оставлял почти законченные работы на морозе, под снегом, под дождем, позволяя природе «дорабатывать» его произведения.

Водные краски послужили созданию шедевров пейзажной живописи француза Жана Оноре Фрагонара (1732–1806), многих акварелистов в Великобритании. В этой технике плодотворно работали знаменитыеживописцы XIX столетия: Эжен Делакруа, Поль Сезанн, Адольф фон Менцель, российские художники Карл и Александр Брюлловы, Александр Андреевич Иванов, Василий Иванович Суриков, Валентин Александрович Серов.

На рубеже XIX и XX столетий появляются акварели выдающихся мастеров — Александра Николаевича Бенуа, Евгения Евгеньевича Лансере, Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой.

Доступность акварели породила многочисленные приемы ее применения. Обычно различают: собственно акварель — технику нанесения на влажную бумагу прозрачных слоев разведенных в воде красок и корпусную акварель, в которой используют краски с применением белил. В этом случае кроющая способность красок заметно выше, и живопись оказывается менее прозрачной.

К числу наиболее распространенных приемов акварельной технике относится акварелированный рисунок, соединяющий рисунок карандашом или пером с легким, прозрачным слоем акварели. «Итальянская» акварель пишется по сухой бумаге: кистью делают контурный рисунок, а затем разрабатывают его нанесение теней. «Английская акварель» (по сырой бумаге) — наиболее сложная. При ее использовании под бумагу подкладывают фланель или сукно, затем натягивают основу на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Такие ухищрения обеспечивают живописи особую глубину, создают ощущение солнечного света и воздушной перспективы.

Калугина И.Ю.