Химия в искусстве

 

ями

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Холст, масло, 1435.
Лувр, Париж, Франция

Об использовании художниками льняного масла писал еще Плиний Старший. Однако в его сочинениях речь шла об энкаустике растительные масла в живописи традиционно использовали и используют не только как составную часть грунтов и некоторых лаков (например, ганозиса), но и в приготовлении красок.

В древности широкому применению масляного связующего как самостоятельной основы красок мешало их очень медленное высыхание. Даже в наше время существенным недостатком некоторых пигментов, приготовленных (стертых) на масле, является то, что процесс их полного высыхания длится неделями. Ценнейшим приобретением для искусства, устранявшим это серьезное препятствие к распространению масла в живописи, были сиккативы. Основу растительных масел составляют непредельные карбоновые кислоты. На воздухе они окисляются и полимеризуются. Сиккативы ускоряют протекание этих реакций, а значит — и процесс затвердевание пленки красочного слоя. По всей видимости, в качестве первого сиккатива были применены свинцовые белила.

Вероятно, это открытие было сделано в эпоху раннего Средневековья, поскольку уже в трактате Теофила (XII в.) описан способ приготовления масла, пригодного для получения красок.

Применив известь для очистки масла от примесей, свинцовые белила в качестве ускорителя процесса высыхания и выдерживание на солнце для уплотнения и отбеливания, художники получили прекрасную основу для создания красок совершенно нового вида. Согласно одному из дошедших до нас рецептов, масляное связующее делали из льняного или конопляного масла. Его варили с обожженными костями и пемзой, богатыми соединениями кальция, после чего следовала обработка железным купоросом.

Темперная живопись по деревянной основе была вытеснена масляной в XV столетии. По мнению многих искусствоведов, подкрепленному анализом красочного слоя картин, а также изучением многочисленных документов, одним из первых центров масляной живописи стал город Брюгге во Фландрии — «Северная Венеция».

В XI–XIII вв. Брюгге располагался на скрещении важных торговых путей и был одним из крупнейших в Европе центров международной торговли и цеховых ремесел, в первую очередь сукноделия. Поэтому в городе, славившемся в старину своим богатством, помимо живописцев, было немало других ремесленников, постоянно работающих с красителями. Именно здесь, в Брюгге, появились первые картины, полностью выполненные красками, стертыми на масле.

Темпере, расцвет которой предшествовал распространению масляных красок, недостает живописи и мягкости. Фактура темперного красочного слоя обладает некоторой сухостью и жестковатостью. Поэтому художники Италии, Нидерландов, Франции, Германии и других стран все время искали способы усовершенствования существующих материалов либо стремились создать новые, которые расширили бы их возможности в передачи образов окружающего мира.

С удивительным, невиданным ранее искусством нидерландский художник Ян ван Эйк (около 1390–1441), поселившийся в Брюгге ближе к концу своей жизни, применил масляные краски, которые прежде использовали только для окрашивания бытовых предметов, а в живописи — только как дополнение к темпере. Талантливейший художник, создатель нового типа портрета в трехчетвертном повороте модели — «Тимофей» (1432 г.), «Человек в красном тюрбане» (1433 г.) — овладел секретом приготовления масла, которое, по мнению специалистов, содержало важные добавки: смолы и эфирные масла. Таким образом, связующее Ян ван Эйка было не просто масляным, а масляно-лако­вым. Поэтому его картины выглядели иначе, чем работы других художников, использовавших масляные краски. Однако секрет приготовления этого связующего был утрачен.

Итак, способ приготовления масла, которое вместе со стертым на нем пигментом было способно относительно быстро высыхать с образованием прочной и эластичной пленки, что было абсолютно необходимым условием для применения его в живописи, был найден на севере Европы. Оттуда техника масляной живописи попала в Италию, затем — в другие страны.

Высыхающее растительное масло оказалось материалом, который придавал краскам для живописи новые замечательные качества и раскрыл перед художниками широчайшие возможности. В частности, живописец мог очень тонко выписывать мелкие детали, создавать светло-теневые эффекты. Важно и то, что приемы работы маслом оказались значительно проще, чем при использовании темперных красок.

Для приготовления новых красок использовали тщательно обработанные масла растительного происхождения. Среди них следует в первую очередь отметить ореховое, маковое, конопляное и льняное. Перечисленные масла на 95–97 % состоят из триглицеридов — сложных полных эфиров глицерина и жирных кислот, не имеющих цвета, вкуса и запаха.

Триглицериды в составе растительных масел образованы преимущественно ненасыщенными (олеиновой, линолевой и линоленовой — с одной, двумя и тремя двойными связями) одноосновными жирными кислотами, реже — насыщенными. Эти кислоты имеют неразветвленную углеводородную цепь, состоящую из 16–18, иногда из 12–24 атомов.

Непредельные карбоновые кислоты способны вступать в реакции окисления (по месту двойной связи) и полимеризации. Поэтому при контакте с воздухом все вышеперечисленные масла высыхают с образованием пленки. Такой процесс отличается от высыхания, например, клеевого раствора, когда молекулы воды постепенно улетучиваются, и остается пленка клея. При образовании пленки масла его масса даже увеличивается (за счет присоединения кислорода воздуха). Название этой пленки — оксиновая — отражает роль кислорода в высыхании масла.

Позднее конопляное, маковое, ореховое и некоторые другие масла были вытеснены льняным маслом, содержащим наибольшее количество непредельных кислот. Льняное масло образует достаточно прочную и устойчивую к воздействиям окружающей воздушной среды оксиновую пленку (ее называют линоксиновой). Она быстрее образуется и меньше сжимается при высыхании, поэтому слабо предрасположена к растрескиванию.

Йодное число — масса иода (г), которая может присоединиться к 100 г вещества, служит мерой ненасыщенности растительных масел. С уменьшением йодного числа скорость образования оксиновой пленки, ее прочность и эластичность снижаются.

Кроме триглицеридов, в состав масел входят и другие вещества: воски, свободные жирные кислоты, витамины, вещества, придающие маслу окраску, вкус, запах и др., поэтому масло обязательно очищают.

Калугина И.Ю.