Химия в искусстве

 

я345

Природа связующего накладывает те или иные ограничения на использование некоторых пигментов. Темперные эмульсии не исключение. Особенно «капризна» желтковая эмульсия.

Во-первых, она груба и недостаточно прозрачна для многих, очень важных, органических пигментов, например, для красного краплака, желтого шафрана и др. Учитывая, что в старину число пигментов было крайне ограничено, такое свойство представляло существенную проблему.

Во-вторых, как говорят между собой мастера, яйца «не любят» пигменты, содержащие серу, например, киноварь, ультрамарин, поскольку эти окрашивающие вещества вступают в химическое взаимодействие с компонентами желтка.

В-третьих, синие и голубые пигменты изменяют свой оттенок — становятся зеленоватыми. Поэтому перечисленные красители растирали на камедях, например, гуммиарабике, яичном белке или мездровом клее.

В XIII–XIV столетиях перечисленные изъяны темперы стали важной предпосылкой к распространению масляных красок. Сначала масляное связующее использовали наряду с другими темперными связующими, постепенно оно начало вытеснять менее совершенные составы, и к началу XV столетия появилась самостоятельная, самая молодая техника живописи.

Технология создания темперных полотен очень сложна (хотя она проще, чем энкаустическая). Для прочного закрепления красок на основе необходим промежуточный слой — грунт. Нередко его накладывали несколькими слоями, каждый из которых требовалось долго и тщательно просушивать.

Для качественного нанесения многослойного грунта его компоненты должны быть очень тщательно растерты. То же самое касалось и красок. Поэтому часто говорят, что они не «приготовлены размешиванием», а «стерты» на темперном связующем. Собственно, темперная живопись является многослойной: каждый фрагмент изображения обычно прописывали несколько раз. Причем свойства красок таковы, что перед нанесением нового слоя предыдущий должен был полностью высохнуть. Краски, наложенные слишком толстым слоем, растрескивались, поэтому требовалась ювелирная работа — как на этапе подготовки материалов, так и при выполнении живописи.

Калугина И.Ю.