Химия в искусстве

 

 

ячсм

А. Рублев. «Троица». 1411 или 1425–1427.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Яркая окраска ряда природных соединений серы привлекла внимание художника в глубокой древности. Среди них хорошо известны аурипигмент, реальгар и киноварь.

Аурипигмент (от лат. аурум — «золото» и пигментум — «краска») — кристаллическое вещество золотистого и лимонно-желтого цвета, чей состав выражает формула As2S3.

Реальгар (от арабского аль гхар — «пыль пещер») имеет формулу AsS. Его кристаллы окрашены в яркий оранжево-красный цвет. В природе эти сульфиды мышьяка встречаются вместе с рудами цветных металлов — свинца, золота и серебра. Присутствие мышьяка убедительно свидетельствует об исключительной токсичности этих соединений. Их место в палитре художников давно заняли менее вредные вещества.

Красная, красно-коричневая или малиновая киноварь (HgS) была известна еще в Древнем Египте, Древнем Китае и Ассирии. Восточные врачеватели и мудрецы считали, что киноварь несет в себе силу вечной жизни и совершенства и должна быть одним из основных компонентов «эликсира бессмертия». Согласно средневековым записям, киноварь можно исцелять не только телесные болезни (лекари назначали киноварь как лекарство), но и душевные недуги. В качестве пигменты ее чаще всего использовали для приготовления темперных и масляных красок. По свидетельству Ч. Ченнини, в Средние века монахи владели множеством секретов приготовления киноварных красок.

В XVI в. был известен и главный недостаток киновари, о чем пишет Ч. Ченнини: «Имей в виду, что она на природе не выносит воздуха и лучше сохраняется на доске, чем на стене. При работе же на стене она с течением времени на воздухе становится черной». Киноварь существует в двух кристаллических модификациях — красной и черной (минерал метациннабарит).

Во многих картинах самых именитых старинных мастеров невозможно не заметить присутствие насыщенного ярко-синего пигмента — ультрамарина.

Вплоть до XV–XVII столетий замены этой краске не существовало — минерал лазурит, являющийся природным источником ультрамарина, во все времена был редким и дорогим. Состав лазурита выражает формула Na6Ca2[Al8SiO4]6(SO4)S. Для изготовления краски годился лишь особый бадахшанский лазурит.

Темно-синий, очень красивый при дневном свете лазурит из горной провинции Бадахшан (Афганистан) прославился еще в античные времена. Из него изготовляли вазы и украшения, рекомендовали в качестве лекарства от меланхолии и лихорадки. Как поделочный камень бадахшанский лазурит привозили в Россию уже во времена Петра I.

Из переработанного (мелко растертого) камня после всех необходимых физико-химических операций удавалось получить очень немного ультрамарина (не более 5 % от начальной массы сырья). Поэтому временами краска ценилась выше серебра и даже золота. Показательно, что в начале XIX в. за год все европейские художники вместе расходовали не более четырех фунтов (1,6 кг) ультрамарина. В старину богатые заказчики сами заботились о том, чтобы у художника был этот пигмент.

Для своего шедевра Рублев использовал ляпис-лазурь — краску, которая ценилась дороже золота.

Калугина И.Ю.