Химия в искусстве

 

яы

К числу наиболее древних неорганических пигментов относят охры, умбры, сиены, аурипигмент, киноварь, свинцовые белила, реальгар и др. Многие минеральные пигменты добывают из земель — различных видов почвы и минералов путем отделения красящего вещества от посторонних примесей, с последующем растиранием в тончайший порошок. Отсюда и название пигментов такого рода — земляные пигменты.

В охрах, сиенах, умбрах добываемых из «земель», хромофорами являются водные или безводные оксиды железа, поэтому данные пигменты, называются железистыми земляными пигментами. Например, хромофором красной (жженой) охры является безводный оксид железа (III) — Fe2O3, а желтые охры (светлая, золотистая и темная) окрашены гидратом оксида железа (III) — Fe2O3 · nH2O. Охры, как правило, содержат примеси оксидов кальция, магния, иногда — марганца.

Сиеной называют пигмент желтого цвета, который готовят из минерала, добываемого в окрестностях итальянского города Сиена. Жженая сиена — коричневого оттенка.

Название пигмента умбра происходит от названия итальянской провинции Умбрии. Пигмент имеет коричневый цвет благодаря присутствию в нем оксидов марганца (помимо оксидов железа).

Спектр железистых земляных пигментов не ограничивается желто-коричнево-красной гаммой. Из болотного минерала вивианита, содержащего кристаллогидрат фосфата железа (II), получают синевато-зеленый или серо-синий пигмент с одноименным названием.

В современном производстве красок, получаемых из железистых земляных пигментов, используют приемы, почти не изменившиеся с древнейших времен. Например, сырье обогащают отмучиванием: раздробленный природный материал разбалтывают в воде, мутную взвесь сливают и операцию повторяют несколько раз.

В производстве красок железу почти не уступает оксид хрома (III) — одно из ярко окрашенных соединений хрома. На его основе готовили несколько отличных художественных красок, с XIX в. —
зеленую хромовую. Это очень термостойкие и светостойкие краски, не поддающиеся воздействию атмосферных газов. Поэтому на протяжении столетий некоторые из них использовали в росписи фарфора.

Огромное значение упомянутых хромовых красок, а особенно хромовой зелени в росписи фарфора, объясняется тем, что при отделке фарфора изделия подвергают высокотемпературному обжигу уже после нанесения на их поверхность красок. Большинство пигментов не выдерживает таких высоких температур и разлагается. Краски на основе оксида хрома (III) — исключение из этого правила.

Растертую на масле хромовую зелень широко применяли в масляной живописи, так как она быстро высыхает и обладает высокой кроющей способностью. Это важнейшее свойство красок выражается в том, что при равномерном нанесении на какую-либо поверхность они в большей или меньшей мере способны образовывать плотный, непрозрачный слой.

В 1930-х гг. хромовые краски были практически вытеснены фталоцианинами.

Калугина И.Ю.