Химия в искусстве

 

яти

Наиболее доступными и практически готовыми к употреблению для изготовления красок природными эмульсиями являются белок и желток куриного яйца. Клеящие вещества белка и яичное масло, преобладающее в желтке, при разведении водой образуют эмульсию, способную связывать порошки пигментов. Из куриных яиц делали (а иногда делают и сегодня) связующие для разных видов темперы.

Клеевую темперу готовят на водном растворе белка. Яичный белок дает быстро сохнущие, но хрупкие, легко растрескивающиеся пленки.

Особый вид связующего получают из яичного желтка. При высыхании красочного слоя желтковая темпера образует прочные, весьма эластичные пленки, однако этот процесс требует относительно длительного времени. Данный недостаток определяется свойствами жиров, входящих в состав желтка и относящихся к группе невысыхающих.

Для получения обычной яичной темперы берут цельное яйцо, разбалтывают его в двойном объеме воды с добавлением уксуса и процеживают, чтобы удалить пленки и хлопья. Наиболее древней, классической яичной темпере свойствен серьезный изъян: она недостаточно эластична. Это означает, что при изменении условий окружающей среды (температуры, влажности) живописный слой не может в должной степени следовать за изменениями основы: доски, холста, известкового грунта, на которую нанесены краски (специалисты говорят, что он «не дышит»). В результате может произойти нарушение целостности живописного слоя, его растрескивание и шелушение.

Старые мастера стремились каким-то образом преодолеть обозначенный недостаток и применяли различные доступные добавки для повышения эластичности темперы. С этой целью немецкие художники использовали спирт и пиво, итальянцы — сок фигового дерева или вино, а русские изографы брали хлебный квас. Эти добавки улучшали текучесть красок и служили консервантами. Все перечисленные «хитрости» были обнаружены эмпирическим путем, случайным подбором веществ.

Калугина И.Ю.