Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, родом из семьи лекарей при дворе македонских царей. В 367 вступил в Академию Платона (в 17 лет) и был ее учеником, затем преподавателем. В 343 Аристотель был призван македонским царем Филиппом II стать наставником его сына (Александра Македонского), оставался им до 340. Возвратившись в Афины, основал собственную школу (335) – Ликей (отсюда лицей). Обучение происходило во время прогулок.
Аристотель оставил огромное литературное наследие. Он писал трактаты о логике, этике, поэтике, риторике, метафизике, политике, природе. Его взгляды во многих областях с помощью арабских ученых проникли в средневековую Европу и повсеместно были приняты на веру вплоть до научной революции середины XVI в., которая поставила их под сомнение. Его лекции, прочитанные в Ликее, были собраны в 150 томов, из которых 15 дошли до наших дней.
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.
Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.
Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.
Добродетель представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.
Добродетель есть "способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность".
Добродетель это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.
В разъяснении своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий "таблицу" добродетелей и пороков в их соотнесенности с различными видами деятельности:
Мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).
Благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать "бесчувственностью" (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса).
Щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
Величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию).
Ровность — середина между гневностью и "безгневливостью".
Правдивость — середина между хвастовством и притворством.
Остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.
Дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством.
Стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью.
Калугина И.Ю.